Керамика Германии и Франции

02 Ноя 2013, Автор: viktoriya

 Керамика Германии и Франции. Итальянская майолика оказала заметное влияние на развитие майолики в других европейских странах, в первую очередь Германии и Франции.

Параллельно с майоликой с XVI в. начинают выделывать фаянс. Первое европейское фаянсовое производство появилось во французском городке Сен-Поршер. Здесь изготовлялись оригинальные сосуды с росписью и лепни--ной (фаянсы Сен-Поршера), по тонко

сти черепка приближавшиеся к прославленной древнегреческой терракоте,

Близкими к фаянсу были произведения французского мастера Бернара Палисси— рельефно-росписные глазурованные блюда и вазы с изображением животных и растений.

Не будучи профессиональным скульптором он выполнял гипсовые слепки с натуральных животных или растений, а потом гипсовую форму заполнял глиной. Из полученных точных отпечатков натуры он создавал в разнообразных вариантах свои композиции, располагая их на поверхности блюд овальной или круглой формы. После сушки и обжига Палисси покрывал изделия глазурями, например яшмовыми, состав которых изобрел сам. После вторичного (политого) обжига получались красочные изделия с высоким рельефом, покрытые зеленоватой, коричневатой, лиловой глазурями.

В XVII в. большой известностью пользовался дельфтский фаянс (Голландия). Плитки, вазы, блюда украшались как многоцветным декором, так и синей подглазурной росписью. Изображались в подражание китайскому фарфору цветущие кусты, фантастические птицы, морские пейзажи, жанровые сценки .

В художественных решениях с подчеркнутой нарядностью форм, сочностью и богатством орнаментики, отразился распространенный тогда стиль барокко.

В XVIII в. талантливый английский керамист Дж. Веджвуд усовершенствовал технологию фаянса, прочно ввел в практику разнообразные приемы де-корирования. В Государственном Эрмитаже хранится сервиз, выполненный по заказу Екатерины II в 1774 г. Сервиз состоит более чем из 900 предметов, на которых коричневым тоном по фону «цвета сливок» сделаны рисунки, воспроизводящие достопримечательные места Англии — замки, красивые поместья.

В ряде Европейских стран получило развитие производство керамических изделий с плотным спекшимся черепком — «каменный товар». В Германии в конце XV — XVI вв. Получило широкое распространение изготовление печных изразцов, кружек, ваз с рельефным узором, покрытых соляной глазурью .

Особого совершенства этот вид керамики достиг в XVIII в. в Англии на предприятии того же Веджвуда.

Изделия из каменных масс отличались исключительной прочностью и тонкостью обработки. Цветные каменные массы — базальтовая и особенно яшмовая — широко использовались для изготовления разнообразных изделий в связи с распространением моды на античные мотивы. Это были копии античных ваз, рельефов, чаще же создавались более свободные подражания.

В английских тонкокаменных изделиях — сервизах, туалетных приборах,плакетках для мебели, камеях из масс черного, синего, голубого и зеленого тонов, украшенных белыми рельефными фигурами, которые воспроизводили различные античные мотивы, воплощены с наибольшей наглядностью поиски изящной простоты и ясной гармонии форм.

В течение многих лет в Европе пытались разгадать секрет изготовления фарфора. Впервые китайский фарфор привез в Европу известный путешественник Марко Поло в конце XIII в., а в XV — XVI вв. большое количество фарфоровых изделий стали завозить в европейские страны венецианские и португальские купцы.

По своим свойствам — белизне, просвечиваемости, твердости, богатству красок — фарфор значительно превосходил все известные европейцам керамические изделия . Фарфор ценился очень дорого и был предметом роскоши; иметь фарфоровые изделия мечтали короли, князья, герцоги и их придворные. Керамисты Франции и Англии, не находя разгадки «китайского секрета», создали поначалу свои разновидности фарфоровидной керамики — мягкий фриттовый фарфор и костяной фарфор.

Настоящий «твердый» фарфор был получен в начале XVIII в. в Германии. В саксонском городе Мейсене против главного здания Мейсенского фарфорового завода стоит памятник Иоганну Бетгеру. с именем которого связано овладение секретом и технологией изготовления фарфора. Однако история изобретения фарфора до настоящего времени не выяснена до конца и вызывает много толков.

Саксонский король Август заключил Бетгера в тюрьму и поставил перед ним задачу овладеть тайной получения золота.

Естественно, все опыты оказывались безрезультатными и Бетгера ожидала печальная участь окончить жизнь на виселице или эшафоте, но судьба свела его с ученым Чирнхаузом, который длительное время занимался экспериментами по получению фарфора.

И вот в 1709 г. были изготовлены первые образцы фарфоровых изделий. Сам Чирнхауз не дожил до этого дня, он умер в 1708 г. .

Секрет изготовления фарфора тщательно сохранялся, фарфоровое производство было размещено в верхних этажах королевского замка Альбрехтсбург, выйти из мастерских можно было только через личные покои короля. Бетгер находился на положении самого настоящего узника и умер в 1719 г., так и не получив свободы.

Фарфор мейсенской мануфактуры отличался высоким техническим уровнем, ассортимент изделий был довольно разнообразен; выпускались чайные и столовые сервизы, кружки, вазы, подсвечники, скульптура .

В декорировке фарфора середины XVIII в. отразились черты стиля роко-ко с присущими ему узорностью, легкостью, прихотливостью очертаний и асимметричностью композиций. Изделия расписывались подглазурными и надглазурными красками (цветы, «китайские сцены» и др.), декорировались золотом, дополнялись скульптурными изображениями цветов, птиц.

Глазурованная и расписная скульптура отличалась тончайшей моделировкой фигур и тщательной проработкой деталей . Выпускались также целые скульптурные группы, объединенные единым сюжетом.

К концу XVIII в. фарфоровое производство было освоено во многих европейских странах и фарфор как художественный материал повсеместно оттеснил другие виды керамики. К этому времени в фарфоре проявились черты классицизма с его культом предельно четких форм и декора. Глазурованная скульптура с росписью вытесняется скульптурой из неглазурованного «бис-- квитного» фарфора. Причем особенно 1 славятся французские изделия Севр-1 ской мануфактуры .

В XIX в. художественное качество фарфора постепенно снижается, что было связано с общим упадком худо

жественной промышленности, особенно сильно проявившимся во второй половине века.

По материалам ikamin.ru

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Google Bookmarks Digg Закладки Yandex Myscoop Communizm Technorati Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Ваш отзыв

*